Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
учреждений общего среднего образования
Авторы:
Мартынова Вера Васильевна, декан
факультета социально-педагогических
технологий БГПУ, кандидат
педагогических наук, доцент;
Погодина Елена Константиновна,
старший преподаватель кафедры
социальной педагогики БГПУ
Минск
2020
2
Программа Родительского университета разработана в Белорусском
государственном педагогическом университете имени Максима Танка.
Авторы:
Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-
педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры
социальной педагогики БГПУ
Рецензенты:
кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения
образования «Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент,
заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);
директор государственного учреждения образования «Средняя школа
No 153 г. Минска» М.И. Полещук
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья
взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность
образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько
тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов
овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их
в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями.
Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным
только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше
узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии
его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные
приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень
знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и
воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют
в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей
развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как
правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают
своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что
приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет
прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как
следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное
окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать
атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе
развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты
социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы
зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по
отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При
4
этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в
воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст
благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и
психологической культуры родителей, формирование ответственного,
позитивного родительства. Университет педагогических знаний для
родителей должен способствовать установлению контактов родителей со
школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и
социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
формирование ценностно-смысловых основ родительства;
актуализация чувства ответственности за выполнение родительских
функций;
формирование и развитие психолого-педагогических
компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование
знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях,
возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных
отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.),
содействие развитию навыков самообразования родителей;
обеспечение целенаправленной работы по профилактике
семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска
конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений
в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической
и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную
ситуацию;
организация эффективного сотрудничества и партнерства
родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
5
формирование очной и дистанционной форм обучения в
Родительском университете;
разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте»,
«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения
информации о деятельности Родительского университета (анонс
предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы
образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
презентация содержания программы и мероприятий
Родительского университета;
организация психолого-педагогического просвещения родителей
по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении
образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения
ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
консультирование родителей по юридическим, психолого-
педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
научно-методическое обеспечение формирования психолого-
педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития
детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и
особенностей развития общества;
расширение воспитательного и творческого потенциала
родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
6
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние
резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими
индивидуального взгляда на ребѐнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления,
выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учѐтом
закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем
ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей
учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся
V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей
учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению
родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем
семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся
в рамках Родительского университета позволит объединить усилия
родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других
специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на
актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы,
дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические
7
тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по
различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации,
размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на
сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в
создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов,
анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога
в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических
выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных
услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение
числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение
числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения
образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся,
благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить
один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в
соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций
с родителями построена с учѐтом возрастных психологических особенностей
учащихся.
8
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
No Название раздела, темы
занятий, перечень изучаемых
вопросов
Сроки
проведе-
ния
Форма
проведе-
ния
Ответствен-
ные
1 1-е классы
1.1 Тема 1. Адаптация учащихся в
1-м классе.
Физиологическая,
психологическая и социальная
адаптация обучающихся к
школе. Причины социально-
психологической
дезадаптации. Помощь
ребенку в адаптации к школе
сентябрь лекция/
практикум
/ вебинар
классный
руководитель,
педагог-
психолог,
медицинский
работник
1.2 Тема 2. Режим дня школьника.
Соблюдение санитарно-
гигиенических норм.
Организация режима дня
школьника. Воспитание
самостоятельности и
организованности у
первоклассника
ноябрь беседа/
практикум
/ мастер-
класс
классный
руководитель,
медицинский
работник
1.3 Тема 3. Значение семейных
традиций в формировании и
развитии ребенка.
Ценности, традиции и обычаи
январь круглый
стол/
дискуссия/
форум
классный
руководитель
9
семьи. Значение примера
родителей в воспитании
ребенка. Значение семейных
традиций в формировании у
ребенка желания трудиться
1.4 Тема 4. Положительные
эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни.
Значение эмоционально-
чувственной сферы для
формирования полноценной
личности. Рекомендации
родителям по развитию
положительных эмоций
ребенка
апрель семинар-
практикум
/психологи
ческий
тренинг
педагог-
психолог
2 2-е классы
2.1 Тема 1. Как родители могут
помочь ребенку учиться.
Соблюдение режима дня –
важное условие успешной
учѐбы ребенка. Контроль
родителей за выполнением
домашних заданий
школьников. Типичные
ошибки родителей в
организации учебного труда
ребенка
октябрь беседа/
семинар-
практикум
/ вебинар
классный
руководитель
2.2 Тема 2. Главные правила
здорового образа жизни.
декабрь круглый
стол/
классный
руководитель,
10
Здоровье школьника и его
успехи в учѐбе. Формирование
здорового образа жизни
учащихся младших классов.
Основные правила здорового
образа жизни: рациональное
питание, двигательная
активность, положительные
эмоции. Роль семьи в
физическом воспитании детей.
Кодекс семейного здоровья
семинар-
практикум
/ вебинар
медицинский
работник
2.3 Тема 3. Влияния семьи на
эмоциональное состояние
ребенка.
Семейное благополучие и
семейное неблагополучие.
Факторы, причины и
индикаторы семейного
неблагополучия. Семьи со
скрытой формой
неблагополучия.
Влияние внутрисемейных
отношений на развитие
личности и психическое
здоровье ребенка
февраль лекция/
семинар-
практикум
/психологи
ческий
тренинг
педагог-
психолог,
педагог
социальный
2.4 Тема 4. Трудовое воспитание
детей в семье.
Воспитание в труде. Роль
семьи в развитии
май круглый
стол/
форум/
дискуссия/
классный
руководитель
11
работоспособности ученика.
Как научить современного
ребенка трудиться
мастер-
класс
3 3-е классы
3.1 Тема 1. Значение школьной
отметки в жизни ребѐнка.
Отметка и оценка знаний
учащихся. Критерии оценки.
Влияние оценки на
самооценку учащихся.
Рекомендации родителям по
формированию у ребенка
навыков самоконтроля, умения
работать самостоятельно,
воспитания интереса к
знаниям
сентябрь беседа/
семинар-
практикум
/ вебинар
классный
руководитель
3.2 Тема 2. Психологические и
физиологические особенности
третьеклассников.
Специфика развития
восприятия, внимания, памяти,
мышления у младших
школьников. Особенности
межличностного общения.
Самооценка младших
школьников
декабрь лекция/
семинар-
практикум
/ мастер-
класс
педагог-
психолог
3.3 Тема 3. Здоровая семья –
здоровый ребенок.
Формирование умений и
январь беседа/
дискуссия/
практикум
педагог
социальный,
медицинский
12
навыков здорового образа
жизни. Спорт в жизни
родителей и детей. Основные
правила здорового образа
жизни
работник
3.4 Тема 4. Эффективное общение
в семье – залог успеха
школьника.
Сущность семейного общения.
Семья как система
межличностных
взаимодействий. Общение как
процесс взаимовлияния.
Особенности семейного
общения.
Культура семейного общения.
Влияние общения родителей с
детьми на их полноценное
развитие. Навыки
эффективной коммуникации.
Создание в семье атмосферы
защищенности, тепла и любви
апрель семинар-
практикум
/психологи
ческий
тренинг
педагог-
психолог,
педагог
социальный
4 4-е классы
4.1 Тема 1. Возрастные
психофизиологические
особенности учащихся 4-х
классов.
Познавательная рефлексия:
способность осознать причины
сентябрь лекция/
вебинар
педагог-
психолог,
медицинский
работник
13
учебных неудач и успехов.
Формирование
произвольности
познавательных процессов:
внимания, памяти.
Личностные особенности
младших школьников
4.2 Тема 2. Как научить своего
ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры
поведения и уважения к людям
у учащихся. Формирование
правил поведения и хороших
манер. Культура личности:
культура внешности, общения,
речи. Эффективное общение:
основные составляющие
декабрь круглый
стол/
дискуссия/
форум/
семинар-
практикум
классный
руководитель,
педагог
социальный
4.3 Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или
вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на
организм и личность ребенка.
Плюсы и минусы
использования компьютера
школьником. Как правильно
организовать работу
школьника за компьютером.
Сохранение здоровья ребенка
при работе за компьютером
февраль конферен-
ция/
круглый
стол/
дискуссия/
форум/
семинар-
практикум
педагог-
психолог,
классный
руководитель
14
4.4 Тема 4. Книги в жизни
школьника. Отношение
ребенка к учебной и
художественной литературе.
Как сохранить любовь к книге
при информационной
перегрузке в современном
мире
май круглый
стол/
дискуссия/
форум/
вебинар
классный
руководитель
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
1 Психологические особенности младших
школьников
Развитие памяти и внимания младших
школьников
Мотивы учения младших школьников
Отношения в семье как основа
взаимопонимания
Поощрение и наказание детей в семье
Леворукий ребенок в школе
педагог-психолог,
классный
руководитель,
педагог социальный
2 Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми
Как на самом деле любить своих детей?
Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка
Конфликтные ситуации в детско-родительских
отношениях
Роль отца в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании духовно-
классный
руководитель,
педагог-психолог,
педагог социальный
15
нравственных ценностей ребенка
Семейные традиции ценности в воспитании
детей
Учение с увлечением
3 Психологические причины неуспеваемости
школьников и их предупреждение
Как выявить и развить способности детей?
Игра и труд в жизни детей младшего
школьного возраста
Идеальные родители глазами детей,
идеальный ребѐнок глазами родителей
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Как привить ребенку любовь к чтению?
Конфликтные ситуации между родителем и
ребенком: как услышать ребенка?
педагог-психолог,
классный
руководитель,
педагог социальный
4 Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить
свое время?
Неуспешный ученик: причины и способы
решения проблем
Влияние внутрисемейных отношений на
эмоциональное состояние ребѐнка
Интеллектуальное развитие ребенка
Значение памяти и внимания в
интеллектуальном развитии детей
Организация свободного времени детей в
период летних каникул
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный
руководитель,
инспектор по делам
несовершеннолетних
16
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
No Название раздела, темы
занятий, перечень изучаемых
вопросов
Сроки
проведе-
ния
Форма
проведе-
ния
Ответствен-
ные
1 5-е классы
1.1 Тема 1. Адаптация ребенка в
новом коллективе.
Формирование нового учебного
коллектива 5 класса. Адаптация
ребенка в новой среде.
Трудности адаптации
пятиклассников к школе
сентябрь семинар-
практикум
/ вебинар
классный
руководитель,
педагог-
психолог,
медицинский
работник
1.2 Тема 2. Ребенок среди
сверстников
Детский коллектив и его
значение в развитии личности
школьника. Потребности
ребенка в признании и
самореализации. Проблемы
лидерства. Развитие
способности к сотрудничеству
как предпосылка успешности в
жизни. Как помочь ребенку в
налаживании отношений со
сверстниками
ноябрь круглый
стол/
беседа/
семинар-
практикум
классный
руководитель,
педагог-
психолог,
педагог
социальный
1.3 Тема 3. Ваш ребенок вырос. февраль лекция/ педагог-
17
Особенности младшего
подросткового возраста.
Физическое, психическое и
социальное развитие младших
подростков. Общение
подростков со сверстниками и
взрослыми. Трудности и риски
младшего подросткового
возраста
беседа/
вебинар
психолог,
педагог
социальный,
медицинский
работник
1.4 Тема 4. Меры наказания и
поощрения в современной
семье.
Вопросы дисциплины в семье с
младшими подростками.
Почему не работают
привычные методы воспитания.
Как стать подростку другом без
потери родительского
авторитета
май круглый
стол/
дискуссия/
форум/
вебинар
классный
руководитель,
педагог
социальный
2 6-е классы
2.1 Тема 1. Семья как персональная
микросреда жизни и развития
ребенка. Нравственные и
культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его
потребностей в семье.
Психолого-педагогические
факторы развития и воспитания
ребенка в семье. Типы
сентябрь лекция/
беседа/
вебинар
педагог-
психолог,
педагог
социальный,
классный
руководитель
18
семейного воспитания и их
характеристика. Гармоничное
семейное воспитание, его
основные характеристики.
Проблемы нравственного
воспитания детей в семье.
Нравственные традиции и
обычаи. Ценности семьи как
основа воспитания ребенка
2.2 Тема 2. Профилактика
проблемного поведения
подростков.
Отклоняющееся поведение
подростков. Формы
аддиктивного (зависимого)
поведения подростков (курение,
алкоголизм, наркомания и др.).
Причины зависимого
поведения. Профилактика
зависимостей в подростковой
среде. Роль родителей в
предупреждении
отклоняющегося поведения
подростков.
декабрь семинар-
практикум
/ вебинар/
психологи
ческий
тренинг
педагог-
психолог,
классный
руководитель
2.3 Тема 3. Безопасность
подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность:
возможности и опасности.
Основные правила
март круглый
стол/
дискуссия/
форум/
семинар-
педагог-
психолог,
классный
руководитель
19
медиабезопасности для
родителей и подростков.
Профилактика интернет-рисков.
Как уберечь ребенка от
опасностей в социальных сетях
практикум
/ мастер-
класс
2.4 Тема 4. Организация летнего
отдыха подростков.
Правила безопасного поведения
летом. Опасности свободного
времяпровождения подростков.
Оказание первой медицинской
помощи. Рекомендации
родителям по обеспечению
безопасности детей в летний
период
май конферен-
ция/
семинар-
практикум
/ вебинар
педагог
социальный,
медицинский
работник
3 7-е классы
3.1 Тема 1. Психологические и
физиологические особенности
семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-
летних подростков. Специфика
развития внимания, памяти,
мышления. Половое созревание.
Здоровье школьника и его
успехи в учѐбе
сентябрь лекция/
беседа/
вебинар
педагог-
психолог,
медицинский
работник
3.2 Тема 2. Профилактика
правонарушений подростков.
Противоправное поведение
несовершеннолетних. Факторы
ноябрь круглый
стол/
беседа/
вебинар
педагог
социальный,
инспектор по
делам
20
и причины правонарушений.
Подростки «группы риска»
несовершен-
нолетних
3.3 Тема 3. Правила поведения с
подростками: особенности
переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-
подростком: борьба принципов
или поиски компромиссов.
Психологический климат в
семье.
Родительский авторитет. Как
его приобрести и как не
потерять. Правила
взаимодействия с подростком
февраль конферен-
ция/
дискуссия/
форум/
семинар-
практикум
/психологи
ческий
тренинг
педагог
социальный,
педагог-
психолог
3.4 Тема 4. Как повысить учебную
мотивацию подростков.
Отношение подростков к
обучению. Потеря интереса к
учебе у подростков – что делать
и как избежать. Причины
снижения учебной мотивации в
подростковом возрасте. Как
заинтересовать подростка
обучением? Мотивация на
успех
апрель беседа/
семинар-
практикум
/психологи
ческий
тренинг
классный
руководитель,
педагог-
психолог
4 8-е классы
4.1 Тема 1. Жизненные цели
подростков.
Цели подросткового периода.
октябрь лекция/
беседа/
вебинар
педагог-
психолог,
педагог
21
Постановка целей и их
достижение.
Успеваемость в школе как один
из факторов успешного
достижения целей
социальный
4.2 Тема 2. Как уберечь подростка
от насилия.
Насилие и безопасность наших
детей. Виды насилия. Анализ
проблемных ситуаций.
Профилактика основных
рисков. Особенности
виктимного поведения
(поведения «жертвы»)
декабрь конферен-
ция/
форум/
семинар-
практикум
/психологи
ческий
тренинг
педагог-
психолог,
педагог
социальный,
инспектор по
делам
несовершен-
нолетних
4.3 Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди
несовершеннолетних. Виды и
причины. Мотивы
суицидального поведения у
подростков. Индикаторы
суицидального риска.
Профилактика суицидального
поведения
март беседа/
семинар-
практикум
/ вебинар
педагог-
психолог,
педагог
социальный
4.4 Тема 4. Культура поведения в
конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт».
Супружеские ссоры и
конфликты. Развод как
психотравмирующий фактор.
май круглый
стол/
конферен-
ция/
семинар-
практикум
педагог-
психолог,
социальный
педагог,
классный
руководитель
22
Последствия развода для
супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде
«родители-дети», причины их
возникновения. Стратегии
поведения в конфликте,
способы преодоления и
профилактика детско-
родительских конфликтов.
Школьные конфликты.
Культура поведения взрослых и
детей при возникновении
школьных конфликтов
/психологи
ческий
тренинг
5 9-е классы
5.1 Тема 1. Портрет современного
подростка.
Индивидуальные особенности
подростка и характерные
возрастные черты. Ключевые
переживания возраста.
Личностные особенности и
особенности общения.
Возможные проблемы, внешние
и внутренние конфликты,
отношение к учебе
сентябрь лекция/
конферен-
ция/
вебинар
педагог-
психолог,
классный
руководитель,
медицинский
работник
5.2 Тема 2. Агрессия, еѐ причины и
последствия.
Формы агрессивного поведения
подростков. Причины
ноябрь беседа/
семинар-
практикум
/ вебинар
педагог-
психолог,
педагог
социальный
23
агрессивности и ее влияние на
взаимодействие подростка с
окружающими людьми.
Возможные способы
преодоления агрессивности в
поведении подростка.
Рекомендации для родителей по
профилактике и коррекции
агрессивного поведения
подростка
5.3 Тема 3. Формирование
здорового образа жизни:
вредные привычки и как им
противостоять.
Подростковый возраст как
фактор риска для
возникновения вредных
привычек и зависимостей.
Формирование у подростков
потребности в здоровом образе
жизни, ответственности за своѐ
здоровье. Профилактика
вредных привычек
февраль лекция/
беседа/
семинар-
практикум
педагог-
психолог,
классный
руководитель,
педагог
социальный
5.4 Тема 4. Профессиональная
ориентация девятиклассников.
Как помочь подростку выбрать
профессию?
Профессиональные намерения и
возможности учащихся.
апрель конферен-
ция/
форум/
семинар-
практикум
/ вебинар
педагог-
психолог,
социальный
педагог,
классный
руководитель
24
Влияние семьи на выбор
профессии подростком. Как
родители могут поддержать
ребенка при выборе профессии?
Знакомство родителей
обучающихся с результатами
диагностики склонностей,
способностей и
профессиональных интересов
подростков
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
5 Мой ребенок становится подростком
Психологические особенности младших
подростков
Ребенок в коллективе сверстников
Межличностное общение подростков
Отношения в семье
Компьютерные игры: польза или вред?
Вопросы дисциплины
Ответственность родителей за воспитание
детей
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный
руководитель,
инспектор по делам
несовершеннолетних
6 Роль отца и матери в воспитании ребенка
Как научить учиться с удовольствием?
Школьные конфликты
Трудности переходного возраста
Как предупредить употребление подростками
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный
руководитель,
медицинский
25
психоактивных веществ?
Мальчики и девочки: как строить
взаимоотношения?
Трудовое воспитание в семье
работник,
инспектор по делам
несовершеннолетних
7 Ваш любимый неидеальный ребенок
Подростковый возраст: проблемы полового
созревания
Трудности общения. Конфликты между
подростками, основные причины конфликтов
Любовь и дружба в подростковом возрасте
Как помочь ребенку стать взрослым?
Подростки в социальных сетях: безопасное
поведение
Особенности взаимоотношений между
братьями и сестрами в семье
Предотвращение отчужденности между
родителями и детьми
Как услышать ребенка, пока он не стал
«трудным»?
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный
руководитель,
медицинский
работник
8 Как научиться понимать и принимать
подростка?
О родительском авторитете
Конфликты с подростком: как вести себя в
конфликтных ситуациях?
Подросток в социальных сетях: что делать?
Как научить подростка быть ответственным за
свои поступки?
Домашняя работа: удовольствие или
наказание?
педагог-психолог,
педагог социальный,
классный
руководитель,
медицинский
работник
26
Отношения между мальчиками и девочками:
проблемы полового воспитания
Как сохранить репродуктивное здоровье
подростка?
9 Формирование правосознания и
ответственности подростка за свои поступки.
Самооценка поведения
Как помочь подростку в выборе профессии?
Как научить детей распоряжаться деньгами?
Свободное время и его значение в
формировании личности подростка
Интернет-зависимость: пути преодоления
Организация свободного времени детей в
период летних каникул
Ответственное родительство – залог
благополучия семьи
классный
руководитель,
педагог социальный,
педагог-психолог,
инспектор по делам
несовершеннолетних
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
No Название раздела, темы
занятий, перечень изучаемых
вопросов
Сроки
проведе-
ния
Форма
проведе-
ния
Ответствен-
ные
1 10-е классы
1.1 Тема 1. Здоровье - это жизнь.
Факторы риска для здоровья
современной молодежи.
Проблема здорового питания.
сентябрь лекция/
беседа/
семинар-
практикум
педагог
социальный,
медицинский
работник
27
Увлечение диетами.
Гиподинамия – проблема
современных молодых людей.
Стресс и его влияние на
здоровье. Вредные привычки.
Сохранение здоровья и
правила здорового образа
жизни. Режим дня
/ вебинар
1.2 Тема 2. Первая любовь в
жизни вашего ребенка.
Особенности юношеской
любви. Культура поведения
влюбленных. Как помочь, а не
навредить взрослеющему
ребѐнку
ноябрь круглый
стол/
дискуссия/
форум/
мастер-
класс
педагог-
психолог,
медицинский
работник
1.3 Тема 3. Роль семьи в
формировании
репродуктивного здоровья
юношей и девушек.
Репродуктивное здоровье
юношей и девушек. Факторы
риска для репродуктивного
здоровья. Условия сохранения
репродуктивного здоровья.
Отношения между юношами и
девушками, любовь и
сексуальные отношения.
Рискованное поведение
молодежи. Незапланированная
февраль беседа/
круглый
стол/
вебинар
педагог-
психолог,
педагог
социальный
28
беременность и аборт.
Профилактика ЗППП.
Стиль жизни и
репродуктивное здоровье
молодежи. Влияние семейного
воспитания на формирование у
подростков ценности
репродуктивного здоровья
1.4 Тема 4. Как помочь
старшекласснику обрести
уверенность в себе?
Влияние застенчивости и
неуверенности на учебные
успехи старшеклассника. Пути
преодоления застенчивости и
неуверенности
старшеклассника дома и в
школе
апрель круглый
стол/
дискуссия/
психологи
ческий
тренинг,
вебинар
классный
руководитель,
педагог-
психолог
2 11-е классы
2.1 Тема 1. Как помочь
старшекласснику в
профессиональном
самоопределении?
Определение
профессиональных
склонностей и способностей
старшеклассников. Факторы,
влияющие на выбор
профессии. Роль родителей в
октябрь семинар-
практикум
/ форум/
вебинар
педагог-
психолог,
классный
руководитель
29
процессе выбора профессии и
самоопределении
старшеклассника. Приоритеты
старшеклассников в выборе
профессии.
Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в
выборе будущей профессии
2.2 Тема 2. Как уберечь ребенка
от зависимостей?
Зависимое поведение, его
причины, факторы риска.
Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих
опасность для жизни,
физического, психического и
нравственного здоровья и
полноценного развития
старшеклассника. Интернет-
зависимость. Пути
профилактики и преодоления:
памятка для родителей
декабрь конферен-
ция/
беседа/
практикум
педагог-
психолог,
педагог
социальный,
медицинский
работник,
инспектор по
делам
несовершен-
нолетних
2.3 Тема 3. Подготовка
старшеклассников к будущей
семейной жизни.
Воспитание старшеклассника
как будущего семьянина.
Формирование осознанного
отношения к вступлению в
март круглый
стол/
дискуссия/
форум/
вебинар
педагог
социальный,
классный
руководитель
30
брак и будущей семейной
жизни. Формирование
ценностного отношения к
родительству, рождению и
воспитанию детей.
Роль семейных
взаимоотношений и традиций
в подготовке
старшеклассников к семейной
жизни
2.4 Тема 4. Как помочь ребѐнку в
период подготовки к
экзаменам?
Профилактика
экзаменационного стресса.
Факторы, усиливающие и
снижающие тревогу. Как
помочь старшекласснику
справиться с тревогой
(мнемотехники, приемы
концентрации внимания и
приемы расслабления в
стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и
педагогов в период подготовки
старшеклассников к
экзаменам. Помощь в
подготовке к экзаменам:
правила для родителей
май семинар-
практикум
/ мастер-
класс/
психологи
ческий
тренинг
классный
руководитель,
педагог-
психолог,
медицинский
работник
31
выпускников. Режим учебного
труда и отдыха в
экзаменационный период
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс Темы консультаций для родителей Ответственные
10 Психофизиологические особенности
десятиклассников
Самовоспитание старшеклассников как
условие нравственного воспитания
Личное ли это дело – личное счастье?
Формирование семейно-брачных ценностей
старшеклассников
Воспитание нравственного идеала, духовного
мира старшеклассников
Кем быть и каким быть?
Организация досуга старшеклассников
Особенности здоровья и физического развития
старшеклассника
Режим учебного и физического труда, личная
гигиена
классный
руководитель,
педагог социальный,
педагог-психолог,
медицинский
работник
11 Трудности личностного роста и их влияние на
обучение
Научная организация учебного труда
старшеклассников
Роль театра, кино и телевидения в
формировании эстетических идеалов у
старшеклассников
педагог-психолог,
классный
руководитель,
педагог социальный,
инспектор по делам
несовершеннолетних,
медицинский
32
Закон и ответственность несовершеннолетних
Формирование здорового образа жизни
Физическое совершенство, готовность
старшеклассников к труду, военной службе
Самореализация личности
работник
33
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по
специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и
дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
2 Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе :
Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт
образования, 2016. – 248 с.
3 Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина:
пособие для педагогических работников учреждений общего среднего
образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный
институт образования, 2018. — 232 с.
4 Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями
учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов
учреждений образования с русским и белорусским языками обучения /
Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт
образования, 2019. – 192 с.
5 Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в
современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования /
В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт
образования, 2012. – 184 с.
6 Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы:
пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович,
Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
7 Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое
пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора
― Живые краски, 2013. – 55 с.
8 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся
молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь,
15.07.2015, No 82 // Министерство образования Республики Беларусь
34
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej-
i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.
9 Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология:
полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина,
В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
10 Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. –
М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
11 Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового
образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов
социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. –
Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
12 Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся:
пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с
белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина,
Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. –
192 с.
13 Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного
воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов
охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая,
В.И. Вашнѐва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
14 Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей:
пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов
органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. –
Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
15 Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение
зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
16 Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации
педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ
Перспектива, 2011. – 152 с.
35
17 Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним
потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд.,
доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
18 Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения
несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск :
Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
19 Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства /
Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
20 Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен:
учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский
психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
21 Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для
педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред.
М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
22 Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие
для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова,
Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
23 Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для
умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
24 Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка /
Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
25 Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов
социально-педагогической и психологической службы по оказанию
психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей /
Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки
специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей,
Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова,
С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. –
Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
36
26 Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в
воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура:
материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2.
Международная научно-практическая конференция «Педагогика и
психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред.
Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
27 Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической
работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. –
Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.
28 Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической
компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник
Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – No4
(44). – С. 130-132.
29 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся
молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ.
Беларусь, 22.02.2016, No 9 // Министерство образования Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
30 Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под
ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
31 Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система
работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации,
разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы
[Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. –
М. : Глобус, 2009. – 256 с.
32 Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы
специалистов социально-педагогической и психологической службы
37
учреждений образования Витебской области: методико-практические
материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.
33 Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для
учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. –
183 с.
34 Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика
семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов
общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений
дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный
институт образования, 2010. – 176 с.
35 Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций /
М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. –
198 с.
36 Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в
семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
37 Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. –
Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
38 Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология /
Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.
разгарнуць » / « згарнуць